Поиск по сайту Офигенного

 

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 100
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?

Все материалы на сайте размещаются пользователями, администрация сайта за предоставленную информацию пользователями ответственности не несёт, однако перестраховываясь предупреждаем , что сайт 18+ Закон есть закон и мы его чтим!

Офигенное радио
Администратор блога: marina (блог открыт для всех)
Рубрики:
о еде (31)
здоровье (90)
Здоровье надо беречь.
+1
Информация удалена согласно жалобе.
структура и функции нервов
+1
Структура и функции нерва

Структурно-функциональная единица нервной системы – нервная клетка с ее отростками. Трофическим центром клетки является тело (перикарион); воспринимающие (центрипетальные) отростки носят название дендритов. Отросток, по которому нервный импульс идет центрифугально, от тела клетки к рабочему органу, обозначается как аксон (нейрит). Нервное волокно состоит из аксона (нейрита, осевого цилиндра) и окружающих его шванновских клеток (леммоцитов), образующих неврилемму. В мякотных (миелинизированных) нервных волокнах кнаружи от миелинового слоя располагается неврилемма или шванновская оболочка. На относительно правильных промежутках миелиновая обкладка прерывается и нервное волокно разделяется на сегменты. Каждый сегмент образован одним леммоцитом. Между сегментами имеются промежутки, в которых отсутствует миелиновая оболочка (перехваты Ранвье); именно в этих местах активно происходят обменные процессы, способствующие проведению нервного импульса по аксону.

Нервный ствол и его ветви составлены из аксонов, берущих начало от тел клеток нескольких типов, связанных с различными эффекторными и сенсорными органами и функциями. Двигательные волокна от клеток передних рогов спинного мозга и гомологичных ядер мозгового ствола составляют основную массу передних спинальных(и черепных двигательных) корешков, но в них представлены также симпатические и парасимпатические волокна. Задние корешки спинного мозга и чувствительные – мозгового ствола, - содержат сенсорные волокна, тела клеток которых заключены в ганглиях задних корешков (межпозвонковых узлах) и гомологичных ганглиях головного мозга. После соединения спинальных корешков формируются функционально смешанные нервные фуникулы (канатики Сикара), а затем, - на шейном, грудном, поясничном и крестцовом уровнях – сплетения. Из этих сплетений образуются крупные нервные стволы, несущие моторные и сенсорные волокна. Таким образом, не касаясь пока черепных нервов, можно резюмировать, что к периферической спинальной («анимальной») нервной системе, кроме тел клеток серого вещества спинного мозга, относятся передние и задние корешки, корешковый нерв Нажотта (от линии твердой мозговой оболочки до спинального ганглия), спинальный ганглий (под которым расположен передний корешок), далее после ганглия – спинальный канатик Сикара (фуникул), который делится на задние ветви, иннервирующие затылочные и спинные мышцы и кожу задней поверхности шеи и спины, и передние ветви, иннервирующие мышцы и кожу вентральных отделов туловища и конечностей. С точки зрения топической классификации заболеваний периферической нервной системы эти сведения хорошо поясняет старая схема, предложенная Сикаром. Она же отражает и рутинные представления того времени о почти исключительно инфекционно-воспалительном происхождения заболеваний периферической нервной системы.

Источником симпатической иннервации на шейно-грудном уровне являются тела нейронов в боковых рогах серого вещества спинного мозга, от которых идут прегангглионарные миелинизированные волокна, покидающие передние корешки и контактирующие затем с паравертебральными симпатическими ганглиями (симпатический ствол) или входящие в состав черепных нервов. Подобно этому, преганглионарные парасимпатические волокна идут из передних спинальных корешков в область таза, а на краниальном уровне входят в состав III, IX и X пар черепных нервов. Парасимпатические ганглии расположены в связанных с ними эффекторных органах или вблизи от них.

Многие крупные черепные и спинальные нервы идут в тесном продольном соприкосновени с артериями и венами, образуя нервно-сосудистые пучки, и этот факт приходится учитывать, имея в виду возможность вторичного поражения нервов при патологии сосудов. На конечностях, по направлению к периферии, нервы находятся в более тесном контакте с венами, нежели с артериями и здесь также возможно вторичное страдание нервов (например, при варикозе, флеботромбозе), причем именно поверхностно расположенных чувствительных ветвей нервов.

При осмотре невооруженным глазом нерв выглядит как белая шнуроподобная структура с довольно гладкой поверхностью, покрытой плотно прилегающей, но не спаянной с нервом, жировой тканью. В наиболее мощных нервах, таких как седалищный, через нее просвечивают крупные нервные пучки – фасцикулы. На поперечном гистологическом срезе наружная поверхность нерва окружена соединительнотканным футляром – периневрием, состоящим из концентрических слоев жировых клеток, разделенных слоями коллагена. Наконец, эндоневрий также представляет собой футляр, содержащий нервные волокна, шванновские клетки (леммоциты), кровеносные сосуды вместе с пучками тонких эндоневральных коллагеновых волокон, ориентированных вдоль нервных пучков. В эндоневрии содержится также небольшое количеств офибробластов.. Эндоневральный коллаген плотно прилегает к поверхности каждого нервного пучка.

Несомненно, что три указанных выше футляра выполняют роль механической защиты нерва от повреждений, однако эндоневральная соединительная ткань выполняет и роль своеобразной полупроницаемой перегородки, через которую из кровеносных сосудов к шванновским клеткам и нервным волокнам диффундируют питательные вещества. Окружающие нервные волокна пространства, как и гематоэнцефалический барьер, также является барьером. Барьер «кровь-нерв» не пропускает чужеродные белковосвязанные соединения. Продольное расположение эндоневрального коллагена имеет существенное значение в качестве фактора, препятствующего тракционной травматизации нерва. В то же время коллагеновый каркас допускает определенную свободу смещения нервного волокна при сгибательных движениях конечностей и ориентирует направление роста нервных волокон при регенерации нерва.

Структура нервных волокон неоднородна. Большинство нервов содержит миелинизированные и немиелинизированные или слабо миелинизированные волокна с неодинаковым соотношением их между собой. Клеточный состав эндоневральных пространств отражает уровень миелинизации. В норме 90% обнаруживаемых в этом пространстве клеточных ядер относится к клеткам Шванна (леммоцитам), а остальные принадлежат фибробластам и капилярному эндотелию. При 80% шванновских клеток окружают немиелинизированных аксоны; рядом с миелинизированными волокнами их количество уменьшено в 4 раза. Тотальный диаметр нервного волокна, т. е. аксон-цилиндра (нейрита) и миелинового футляра, вместе взятых, имеет не только морфологический интерес. Миелинизированные волокна большого диаметра проводят импульсы в значительно более быстром темпе, чем слабо миелинизированные или немиелинизированные. Наличие такой корреляции послужило основой для создания ряда морфолого-физиологических классификаций. Так, Warwick R,. Williams P. (1973) выделяют три класса волокон: А, В и С. А-волокна – соматические афферентные и афферентные миелинизированные нервные волокна, В-волокна – миелинизированные преганглионарные вегетативные волокна, С-волокна – немиелинизированные вегетативные и сенсорные волокна. А. Paintal (1973) модифицировал эту кассификацию с учетом функциональных особенностей волокон, их размеров и скорости проведения импульсов.

Класс А (миелинизированные волокна), афферентные, сенсорные.

Группа I. Волокна размером более 20 мкм в диаметре, со скоростью проведения импульса до 100 м/сек. Волокна этой группы несут импульсы от рецепторов мышц (мышечных веретен, интрафузальных мышечных волокон) и рецепторов сухожилий.

Группа II. Волокна размером от 5 до 15 мкм в диаметре, со скоростью проведения импульсов от 20 до 90 м/сек. Эти волокна несут импульсы от механорецепторов и вторичных окончаний на мышечных веретенах интрафузальных мышечных волокон.

Группа III. Волокна размером от 1 до 7 мкм в диаметре, со скоростью проведения импульса от 12 до 30 м/сек. Функцией этих волокон является болевая рецепция, а также иннервация волосяных рецепторов и сосудов.

Класс А (миелинизированные волокна), эфферентные, двигательные.

Альфа-волокна. Более 17 мкм в диаметре, скорость проведения импульса от 50 до 100 м/сек. Они иннервируют экстрафузальные поперечнополосатые мышечные волокна, преимущественно стимулируя быстрые сокращения мышц (мышечные волокна 2-го типа) и крайне незначительно – медленные сокращения (мышц 1-го типа).

Бета-волокна. В отличие от альфа-волокон иннервируют мышечные волокна 1-го типа (медленные и тонические сокращения мышц) и частично интрафузальные волокна мышечного веретена.

Гамма-волокна. Размером 2-10 мкм в диаметре, скорость проведения импульса 10-45 см/сек, иннервирует только интрафузальные волокна, т. е. мышечное веретено, тем самым участвуя в спинальной саморегуляции мышечного тонуса и движений (кольцевая связь гамма-петли).

Класс В – миелинизированные преганглионарные вегетативные.

Это небольшие нервные волокна, около 3 мкм в диаметре, со скоростью проведения импульса от 3 до 15 м/сек.

Класс С – немиелинизированные волокна, размерами от 0,2 до 1,5 мкм в диаметре, со скоростью проведения импульса от 0,3 до 1,6 м/сек. Этот класс волокон состоит из постганглионарных вегетативных и эфферентных волокон, преимущественно воспринимающих (проводящих) болевые импульсы

Очевидно, что эта классификация интересует и клиницистов, помогая понять некоторые особенности эфферентной и сенсорной функций нервного волокна, в том числе закономерности проведения нервных импульсов, как в норме, так и при различных патологических процессах.

Электрофизиологические исследования показывают, что в состоянии покоя существует разница в электрическом потенциале на внутренней и внешней сторонах неврональной и аксональной клеточной мембраны. Внутренняя часть клетки имеет отрицательный разряд 70-100 мВ по отношению к интерстициальной жидкости снаружи клетки. Этот потенциал поддерживается различием в концентрации ионов. Калий (и белки) преобладают внутри клетки, в то время как ионы натрия и хлориды имеют более высокую концентрацию вне клетки. Натрий постоянно диффундирует в клетку, а калий имеет тенденцию выходить из нее. Дифференциал концентрации натрий-калий поддерживается путем энергозависимого насосного механизма в покоящейся клетке, причем это равновесие существует при слегка сниженной концентрации положительно заряженных ионов внутри клетки, чем снаружи от нее. Это приводит к отрицательному внутриклеточному заряду. Ионы кальция также вносят вклад в поддержание равновесия в клеточной мембране, и когда их концентрация снижается, возбудимость нерва нарастает.

Под влиянием естественной или вызванной внешними факторами стимуляции аксона происходит нарушение селективной проницаемости клеточной мембраны, что способствует проникновению ионов натрия в клетку и редукции потенциала покоя. Если мембранный потенциал снижается (деполяризуется) до критического уровня (30-50 мВ), то возникает потенциал действия и импульс начинает распространяться вдоль клеточной мембраны как волна деполяризации. Важно отметить, то в немиелинизированных волокнах скорость распространения импульса прямо пропорциональна диаметру аксона, и возбуждение длительно прямолинейно захватывает соседствующие мембраны.

Проведение же импульса в миелинизированных волокнах совершается «сальтаторно», т. е. как бы скачкообразно: импульс или волна деполяризации мембраны скользит от одного перехвата Ранвье до другого и так далее. Миелин действует как изолятор и предупреждает возбуждение мембраны клетки аксона, за исключением промежутков на уровне перехватов (узлов) Ранвье. Нарастание проницаемости возбужденной мембраны этого узла для ионов натрия вызывает ионные потоки, которые и являются источником возбуждения в области следующего перехвата Ранвье. Таким образом, в миелинизированых волокнах скорость проведения импульса зависит не только от диаметра аксона и толщины миелинового футляра, но и от дистанции между узлами Ранвье, от «интернодальной» длины.

Большинство нервов имеет смешанный состав нервных волокон по их диаметру, степени миелинизации (миелинизированные и немиелинизированные волокна), включение вегетативных волокон, дистанциям между перехватами Ранвье, и поэтому каждый нерв имеет свой, смешанный (сложный) потенциал действия и суммированную скорость проведения импульса. Например, у здоровых лиц скорость проведения по нервному стволу, измеренная при накожном наложении электродов, варьирует от 58 до 72 м/сек для лучевого нерва и от 47 до 51 м/сек для малоберцового нерва (M. Smorto, J. Basmajian, 1972).

Информация, передаваемая по нерву, распространяется не только стереотипными электрическими сигналами, но и с помощью химических передатчиков нервного возбуждения – медиаторов или трансмиттеров, освобождаемых в местах соединения клеток – синапсах. Синапсы – специализированные контакты, через которые осуществляется поляризованная, опосредованная химически, передача из нейрона возбуждающих или тормозящих влияний на другой клеточный элемент. В дистальной, терминальной части нервное волокно лишено миелина, образуя терминальную арборизацию (телодендрон) и пресинаптический терминальный элемент. Этот элемент морфологически характеризуется расширением окончания аксона, что напоминает булаву и нередко именуется как пресинаптический мешок, терминальная бляшка, бутон, синаптический узелок. Под микроскопом в этой булаве можно увидеть различных размеров (около 500 А) гранулярные пузырьки или синаптические везикулы, содержащие медиаторы (например, ацетилхолин, катехоламины, пептидные гормоны и др.).

Подмечено, что присутствие круглых пузырьков отвечает возбуждению, а плоских – торможению синапса. Под терминальной бляшкой лежит синаптическая щель размерами 0,2-0,5 мкм в поперечнике, в которую из везикул поступают кванты медиатора. Затем следует субсинаптическая (постсинаптическая) мембрана, воздействуя на которую химический передатчик вызывает изменения электрического потенциала в подлежащих клеточных элементах.

Можно назвать по крайней мере две главные функции нейрона. Одна из них – поддержание собственной функциональной и морфологической целостности и тех клеток организма, которые данным нейроном иннервируется. Эту функциональную роль нередко обозначают как трофическую. Вторая функция представлена сочетанием механизмов, дающих начало возбуждению, его распространению и целенаправленной деятельности по интеграции с другими функционально-морфологическими системами. Метаболическая зависимость аксона от тела клетки (перикариона) была продемонстрирована еще в 1850 году, Валлером, когда после пересечения нерва наступала дегенерация в его дистальной части («валлеровское перерождение»). Уже само по себе это указывает на то, что в теле нейрона имеется источник клеточных компонентов, вырабатываемых нейронным перикарионом и направляемых вдоль аксона к его дистальному концу. Сказанное относится не только к выработке и продвижению по нейрону к симпатической щели ацетилхолина и других медиаторов. Электронномикроскопическая и радиоизотопная техника позволила уточнить и новые особенности центрифугального аксоплазматического транспорта. Оказалось, что клеточные органеллы, такие как митохондрии, лизосомы и везикулы передвигаются по аксону с медленной скоростью 1-3 мм в день, в то время как отдельные белки – 100 мм в день. Гранулы, аккумулирующие катехоламины, в симпатических волокнах двигаются со скоростью от 48 до 240 мм в день, а нейросекреторные гранулы по гипоталамо-гипофизарному тракту – 2800 мм в день. Имеются доказательства и ретроградного аксоплазматического транспорта. Такой механизм обнаружен по отношению к вирусам герпеса простого, возбудителям ботулизма и столбняка.

Кровеносные сосуды нервов являются ветвями близрасположенных сосудов. Подходящие к нерву артерии разделяются на восходящую и нисходящую ветви, которые распространяются по нерву. Артерии нервов анастомозируют между собой, образуя непрерывную сеть по ходу всего нерва. Наиболее крупные сосуды расположены в наружном эпиневрии. От них отходят ветви в глубину нерва и проходят в нем между пучками в рыхлых прослойках внутреннего эпиневрия. От этих сосудов ветви проходят к отдельным пучкам нерва, располагаясь в толще периневральных влагалищ. Тонкие ветви этих периневральных сосудов расположены внутри пучков нервных волокон в прослойках эндоневрия (эндоневральные сосуды). Артериолы и прекапилляры вытянуты по ходу нервных волокон, располагаясь между ними.

По ходу седалищного и срединного нерва обычно расположены заметные и достаточно длинные артерии (артерия седалищного нерва, артерия срединного нерва). Эти собственные артерии нервов анастомозируют с ветвями близрасположенных сосудов.

Количество источников кровоснабжения каждого нерва индивидуально различно. Большей или меньшей величины артериальные веточки подходят к крупным нервам через каждые 2-10 см. В связи с этим выделение нерва из окружающей его околонервной клетчатки в какой-то мере сопряжено с повреждением подходящих к нерву сосудов.

Микроваскулярное кровоснабжение нерва, исследованное прижизненным микроскопическим методом показало, что обнаруживаются эндоневральные анастомозы между сосудами в различных слоях нерва. При этом преобладает наиболее развитая сеть внутри нерва. Изучение эндоневрального кровотока имеет большое значение как показатель степени повреждения нерва, при этом кровоток претерпевает немедленные изменения даже при слабой компрессии в эксперименте на животных и на людях, производимой на поверхности нерва или же если компремируются экстраневральные сосуды. При такой экспериментальной компрессии только часть глубокорасположенных в нерве сосудов сохраняют нормальный кровоток (Lundborg G,. 1988).

Вены нервов формируются в эндоневрии, периневрии и эпиневрии. Наиболее крупными венами являются эпиневральные. Вены нервов впадают в близрасположенные вены. Следует отметить, что при затруднениях венозного оттока вены нервов могут расширяться, образуя варикозные узлы.

Лимфатические сосуды нерва. В эндоневрии и в периневральных футлярах имеются лимфатические щели. Они находятся в связи с лимфатическими сосудами в эпиневрии. Отток лимфы от нерва происходит по лимфатическим сосудам, тянущимся в эпиневрии вдоль нервного ствола. Лимфатические сосуды нерва впадают в близрасположеные крупные лимфатические протоки, которые идут к регионарным лимфатическим узлам. Межтканевые эндоневральные щели, пространства периневральных влагалищ являются путями перемещения внутритканевой жидкости
нерв
+1
Нерв
Нерв (лат. nervus) — покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон (главным образом, представленных аксонами нейронов) и поддерживающей их нейроглии.

Периферический нерв состоит из нескольких пучков аксонов, покрытых оболочками из Шванновских клеток, а также несколькими соединительно-тканными оболочками: эндоневрий покрывает каждый миелинизированный аксон, несколько таких аксонов объединяются в пучки, покрытые периневрием. Несколько пучков, вместе с кровеносными сосудами и жировыми включениями, покрыты общей оболочкой, эпиневрием, и составляют нерв.
[править] Классификация нервов

Нервы подразделяются на:

   1. чувствительные (афферентные) — состоят из дендритов чувствительных нейронов, проводят импульс из рецепторов в центральную нервную систему (ЦНС).
   2. смешанные — состоят из дендритов и аксонов, проводят импульс в двух направлениях (из рецептора в ЦНС и наоборот)
   3. двигательные (эфферентные) — состоят из аксонов нейронов движения, проводят импульс из ЦНС в исполнительные органы (мускулы и железы)
неврозы детей
+1
НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно ("само пройдет"), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу", "Привычка - вторая натура". Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он:" тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Вл. Леви "Нестандартный ребенок"* описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот "ребеночек" и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит "полная невротизация населения". Общество состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья "представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом" - пишет А.И.Захаров в книге "Неврозы детей"*. Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси "прекрасного принца" и "Шварценегера", не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: "Кто в доме хозяин?", женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести себя более активно , тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, "рассоединенные" , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин "Воссоединение в родительстве", предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо включить предмет "Родительство", обучая, что называется "с младых ногтей" премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге "Неврозы у детей" он перечисляет их в следующем порядке:
1. Невроз страха. Пример, девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.
"Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это "что-то" означает смерть: от пожара, болезни и т.д. Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве".

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как "феномен ролевой идентификации " - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

2. Неврастения.
"Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями".

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что "он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать". Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

3. Истерический невроз.
"Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте". Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. "Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли".

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить "педагогическую чуткость. "Ребенку нельзя говорить нет" - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. "Ты нам такой не нравишься" - как бы говорят родители. Таких детей называют "невостребованными".

На самом деле проблема "невостребованных детей" характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

4. Невроз навязчивых состояний.
Последний невроз, описанный Захаровым. "...Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте". Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: "Пуганная ворона куста боится").

НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ

А.И. Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: "Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец им ответил: "Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней".

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - "Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера". Избыток неоправданного внимания, этакое "всевидящее око", родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: "Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности". Перефразируя, можно сказать: "Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности".

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.
лечение неврозов народными средствами
+2

Неврозы

Неврозы – группа функциональных психических заболеваний нервной системы (неврастения, истерия, психастения), обусловленные длительным психическим перенапряжением. Указанные заболевания проявляются разнообразными нервно-психическими расстройствами. Неврозы встречаются достаточно часто, и легче возникают у лиц с врожденной или приобретенной слабостью нервной системы.

Понятие «невроз» у большинства людей ассоциируется с чем-то, что относится к епархии психиатров. Невроз в представлении неспециалистов – это серьезное психическое нарушение, болезнь, которую необходимо лечить. Действительно, это распространенное убеждение не так уж далеко от истины, однако окрашено оно несколько в другие тона. Невроз – это некоторое нарушение нормального течения психической жизни, которое может быть вызвано массой причин. Самое интересное заключается в том, что психологи установили: невроз встречается практически у каждого человека, только у кого-то он принимает бурное течение, а у кого-то, наоборот, до поры до времени не дает о себе знать.
Причины невроза

Неврозы развиваются в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения, нередко под влиянием инфекций и других заболеваний.
Проявления невроза

На начальной стадии заболевания характерны сердцебиение, повышенное потоотделение, нарушение сна и аппетита, далее – повышенная возбудимость, обидчивость и плаксивость, затруднения при выполнении умственной работы, головная боль, общая слабость, состояние разбитости по утрам, болезненная реакция на повышенный звук, яркий свет.
Лечение невроза народными средствами

    *
      Основные рецепты
    *
      Дополнительные рецепты

    * Для лечения невралгии и ревматизма рекомендуется применять кору ивы. Залейте 10 г измельченной коры стаканом крутого кипятка и кипятите 20 минут на маленьком огне, накрыв крышкой. Дайте отвару остыть, затем тщательно процедите. Пейте по 1 столовой ложке 3–4 раза в день.
    * Сорвите несколько зеленых листьев комнатной герани и положите их на кусок льняной ткани. Приложите компресс листьями к больному месту, забинтуйте и оберните теплым шерстяным платком. Через 2 часа боль должна стихнуть. Эту процедуру делайте 2– 3 раза в день.
    * Чесночное масло, которое продается в гомеопатических аптеках, обладает лечебным и профилактическим свойствами при невралгии любого происхождения. Из него нужно приготовить настойку так, чтобы сохранились эфирные масла и полезные летучие компоненты. Разведите 1 столовую ложку масла в 0,5 л водки или коньяка. Смазывайте этой эссенцией лоб и виски 2 раза в день – и приступы прекратятся.
    * Из густого отвара почек сирени обыкновенной и свиного жира приготовить мазь и втирать ее в больные места.
    * При воспалении тройничного нерва сварите яйцо вкрутую, разрежьте его пополам и обе половинки приложите листьями к больному месту, где боль ощущается сильнее всего. Когда яйцо остынет, боль должна исчезнуть.
    * При невралгии, радикулите, ишиасе, суставном ревматизме используют тертый хрен. Или: кладут на больное место листья хрена, сверху покрыть теплым шерстяным платком.
    * 2 чайные ложки травы прострела раскрытого (сон-травы) залить стаканом кипяченой воды, настаивать сутки. Выпить настой в течение дня. Применяется для лечения невралгии, неврастении, бессонницы, мигрени, спазмофилии.
    * Из черной редьки выжать сок и свежим втирать его в кожу по ходу нерва при лечении радикулита, ишиаса, межреберной невралгии.
    * Столовую ложку листьев мяты перечной залить 200 мл кипятка, варить 10 минут, процедить. Пить по 100 мл утром и на ночь. Отвар или настой мяты помогает при гастрите и холецистите, боли в желудке, невралгической боли, бессоннице, различных нервных расстройствах.
    * Приготовить настойку из 10 г травы тимьяна обыкновенного и 100 мл спирта. Принимать по 15 капель 3 раза в день. Применять как успокаивающее средство при невралгии, судороге, спазме желудка.
    * Собрать почки березы перед распусканием листьев. Пригоршню почек залить 0,5 л водки. Растирать больные места и делать компресс.
    * Свежесрезанные листья агавы американской разрезать вдоль и приложить сочной стороной к больному месту. Вначале будет ощущаться сильное-жжение, но побочных явлений и осложнений оно не дает. Чтобы уменьшить раздражение кожи, к больному месту время от времени прикладывать тонкий слой свежего творога.
    * Чайную ложку травы тысячелистника обыкновенного залить стаканом кипятка, настоять, процедить. Принимать от 1 столовой ложки до 1/3 стакана настоя в день до еды. Применять при неврастении, невралгиях.
    * 4 столовые ложки сухих цветков ромашки аптечной залить 200 мл кипятка, кипятить 10 минут, процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день после еды. Применять как успокаивающее и противосудорожное средство при ревматических болях в суставах, неврозах и судорогах, невралгии тройничного нерва.
    * 20 г цветков бузины черной залить 1 л кипятка, настоять 1 час, процедить. Пить с медом по 3 стакана в день до еды.
    * 2 чайные ложки измельченных почек осокоря (тополя черного) залить стаканом кипятка, настоять 2 часа, процедить. Выпить в течение дня в несколько приемов. 20%-ную спиртовую настойку принимают по 50 капель 4 раза в день.
    * 1–2 столовые ложки соцветий бессмертника песчаного залить в термосе 0,5 л кипятка на ночь, утром процедить. Выпить в течение дня весь настой.
    * Взять по 1/2 кг лимонов и меда, 3 ст. ложки ядрышек абрикоса. Лимоны натереть на терке вместе с кожурой, смешать их с медом и растолченными ядрышками абрикоса. Все размешать до однородной массы. Полученную смесь принимать натощак 2 раза в день (утром и вечером) по 1 ст. ложке в течение 4 недель.
    * Взять цедру с 1 лимона, 2 ст. ложки листьев мелиссы лекарственной, 3 ст. ложки листьев черной смородины, 2 стакана воды. Листья и цедру залить кипятком. Настаивать в течение 1 часа, затем процедить. Принимать по 1/3 стакана 2 раза в день за полчаса до приема пищи.
    * Натереть на терке красную свеклу, завернуть в марлю или тонкую тряпочку и засунуть в ухо. Лучше, чтобы только из свеклы не бежал сок. Заверните аккуратно, чтобы не засорить ушной проход свеклой. Можно просто закапать в ухо несколько капель свекольного сока.
    * Приготовить мазь из густого отвара почек сирени обыкновенной и свиного жира и втирать в больные места.
    * Прикладывать к больным участкам натертый хрен.
    * 2 ч. ложки травы прострела раскрытого (сон-трава, подснежник) залить 1 стаканом кипяченой воды, настаивать в течение суток. Выпить всю порцию в течение дня.
    * Сварить вкрутую яйцо, разрезать его пополам и обе половинки сразу же приложить к месту, где боль ощущается сильнее всего. Держать до тех пор, пока яйцо не остынет, после этого боль обычно проходит.
    * Больные участки можно растирать беленым маслом, смешанным с нашатырным спиртом (из расчета две ложки масла на одну ложку спирта), голову закутать теплым платком и лежать в темной комнате, в тишине.
    * Сорвать несколько зеленых листиков с герани, положить на льняную тряпку (именно льняную), прибинтовать к больному участку, а сверху надеть теплый платок. Можно сменить 2-3 раза листья на свежие.

    * Взять 1/2 стакана сока лимона, по 4 ст. ложки травы ясменника душистого, пустырника и листьев ежевики, по 3 ст. ложки травы сушеницы и чабреца, 1 л воды. Травы залить кипятком и настаивать 2-3 ч в закрытой эмалированной посуде. Процедить, остудить, затем добавить сок лимона. Принимать по 1/2 стакана 4 раза в день через 1 час после еды.
    * Взять цедру с 1 лимона, по 1 ст. ложке листьев толокнянки и травы пустырника, 3 стакана воды. Смесь залить холодной водой, довести до кипения на медленном огне, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день через 1 час после еды.
    * 1 ч. ложку корней и корневищ дягиля настаивать в 1 стакане кипятка. Пить по 1/2 стакана 3-4 раза в день.
    * 1 ст. ложку травы мелиссы залить 1 стаканом кипятка, настоять. Мелиссу можно добавить в чай. Противопоказаний нет.
    * 15 г травы пустырника залить 1 стаканом кипятка. Настоять. Принимать по 1 ст. ложке 3-5 раз в день.
    * 1 ч. ложку травы примулы залить 1 стаканом кипятка. Настоять в течение получаса. Пить по 1/2 ст. 2 раза в день.
    * 10 г измельченной коры калины залить 1 стаканом кипятка, прокипятить в течение получаса, затем процедить. Довести объем до 200 мл кипяченой водой. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой.
    * Одну ст. ложку листьев мяты залить 1 стаканом кипятка, прокипятить 10 мин, процедить. Принимать по 1/2 стакана утром и вечером.
    * Залить 1 стаканом кипятка 3 ст. ложки зверобоя. Настаивать в течение 2 ч. Процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день перед едой.
    * 1 ч. ложку травы полыни залить 2 стаканами кипятка. Настаивать 1 ч. Процедить. Принимать по 1/2 стакана 4 раза в день.
    * Залить 1 стаканом кипятка 6 г смеси травы и корня одуванчика. Приготовить настой. Процедить. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.
    * Залить 2 стаканами кипятка 2 ст. ложки листьев ежевики. Настаивать в течение 1 часа. Процедить. Принимать по полстакана 4 раза в день.
    * Залить 1 стаканом кипятка 20 г листьев земляники. Прокипятить в течение 10 мин. Настоять 2 часа. Процедить. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.
    * 2 ч. ложки душицы залить 1 стаканом кипятка. Приготовить настой. Процедить. Принимать 3-4 раза в день за полчаса до еды. Душица противопоказана беременным.
    * Взять равные части ноготков и листьев ежевики. Смешать. 2 ст. ложки смеси залить 1 стаканом кипятка. Настой принимать по 2/3 стакана 3 раза в день после еды.
    * Смешать 2 части листьев мяты перечной; 2 части листьев вахты трехлистной; 1 часть корня валерианы; 1 часть шишек хмеля. 2 ст. ложки смеси залить 2 стаканами кипятка. Настоять, укутав, полчаса, затем процедить. Принимать по 1/2 стакана 2 раза в день, утром и на ночь.
    * Смешать 2 части корней валерианы; 3 части ромашки аптечной; 5 частей плодов тмина. Готовить и применять как в предыдущем рецепте.
    * Смешать 15 г травы пустырника, 15 г травы сушеницы, 15 г цветов боярышника, 5 г ромашки аптечной. 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка. Настоять, укутав 8 часов, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день, через час после еды.
    * Смешать в равных количествах настойки валерианы и боярышника. Принимать по 30 капель на воду перед сном.
    * Смешать свеклу с медом в пропорции 1:1.
    * Успокаивающее действие приносят ванны из трав: розмарин, полынь, липа. Килограмм травы залить 3-4 л холодной воды. Через 10 минут поставить на огонь и варить 5 минут. Настаивать еще 10 минут, процедить. Вылить в ванну, наполненную водой наполовину. Такие ванны рекомендуется принимать раз в неделю перед сном по 20-30 минут.
    * Взять 1 стакан воды, 1/2 стакана лепестков белой розы, 1/2 стакана белых гладиолусов, 2 ст. ложки лепестков белой флоксы. Все смешать, дать постоять 7-8 дней в темном месте, добавить 1 ч. ложку питьевой соды. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день натощак, за полчаса до еды.
    * В минуты сильного раздражения, внутреннего беспокойства можно съесть что-нибудь кислое – квашеная капуста, пшеница, разнообразные фрукты и ягоды, такие как черная смородина и крыжовник, всевозможные кисломолочные продукты, в т.ч. творог, и даже пшеничное пиво.

Диета при неврозе

Важную роль играет оптимальное питание, богатое витаминами и другими питательными веществами. Избегать острой пищи и алкоголя. Тибетская медицина рекомендует ежедневное употребление орехов, изюма и сыра. Это тонизирует нервную систему, снимает переутомление, головные боли, укрепляет сердечную мышцу и нервы. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра. Хорошее успокаивающее действие при нервных заболеваниях оказывает мед. Стакан теплой воды с 1 столовой ложкой меда на ночь действует успокаивающе, вызывает крепкий сон.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

« Назад

 
 
2008-2014

OFIGENNOE RADIO